Законодательство Российской Федерации регламентирующее деятельность благотворительных фондов

Федеральный закон "О некоммерческих организациях", №7-ФЗ от 12.01.1996

Статья 7. Фонды

  1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. 
  2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. 
  3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями. 
  4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.

 

 

Статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации: Фонды

Характерные признаки фондов: 

  • фонды относятся к некоммерческим организациям;
  • фонды не являются членскими организациями;
  • фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;
  • фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов; 
  • фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели. 

Гражданский Кодекс не дает классификацию фондов. Между тем фонды можно различать, например, в зависимости от того, кто является их учредителями. Исходя их этого критерия, могут существовать: 

  • частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи;
  • корпоративные фонды, учрежденные одним или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями; 
  • общественные фонды, учрежденные физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и юридическими лицами - общественными объединениями;
  • государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ; 
  • муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.

 

Для справки: 

Организация и ведение учета благотворительного фондаБлаготворительная организация, создаваемая в форме фонда, должна иметь в числе своих органов высший коллегиальный орган управления, а также в соответствии с п. 4 ст. 118 ГК РФ попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью фонда.Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:- изменение устава благотворительной организации;- образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;- утверждение благотворительных программ;- утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;- принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;- принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.Особенности правового положения благотворительных фондов регулируются Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ).В пункте 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ указано, что высшим органом управления благотворительной организации является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.Таким образом, в соответствии с названным пунктом структура высшего органа управления благотворительной организации, компетенция, порядок формирования, срок полномочий, порядок принятия решений и прочее устанавливаются уставом этой благотворительной организации (в данном случае - благотворительного фонда).Единственное законодательно установленное требование к высшему органу управления благотворительной организации - это то, что он должен быть по своей природе коллегиальным. Коллегиальность подразумевает, что высший орган управления не может быть единоличным.И если законодательством не предусмотрены специальные требования к формированию коллегиального органа управления, как, например, в отношении благотворительного фонда, это может означать, что коллегиальный орган управления должен состоять как минимум из двух членов.Благотворительные фонды для осуществления основной уставной деятельности привлекают значительный объем ресурсов на выполнение программ и проектов, источниками которых являются средства иностранных государств, международных и иностранных учреждений и некоммерческих организаций, бюджетные средства, средства российских коммерческих и некоммерческих структур и физических лиц. В связи с этим у фондов возникает обязанность расходования средств строго в соответствии с целями устава и требованиями жертвователей.

 

УК РФ Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

  1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, -  наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. 
  2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, -  наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. 
  • Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.